Александр Аравин: Во Франции нам дали «зеленый свет»  

30 августа на канале «Россия» стартовал 16-серийный телефильм «Красная капелла». Со времен «Семнадцати мгновений весны» - это первая масштабная телевизионная картина о жизни и работе разведчиков. О том, как создавался сериал, корреспонденту "Экспресс Газеты" Наталье ШЕВЧЕНКО рассказал режиссер Александр АРАВИН.

Первый вопрос был о том, почему именно «Красная капелла», агентурная сеть, созданная советскими разведчиками и проникшая во все слои общества Европы во время Второй мировой войны, стала темой сериала?
- Наш фильм - это воздание исторической справедливости по отношению к людям, которые внесли огромный вклад в победу над фашизмом. Очень известного на Западе Леопольда Трепера, с которого и взят образ главного героя Жана Жильбера, руководителя «Красной капеллы», в исполнении Андрея Ильина, многие называют лучшим разведчиком XX века. А в нашей стране он практически неизвестен. Да и не только он. Перед съемками мы спрашивали разных людей: что такое «Красная капелла»? Некоторые помнили, что была какая-то антифашистская организация - то ли во Франции, то ли в Германии, а большинство не могло ответить ничего. Поэтому для нас было очень важно рассказать об этих людях, о том, как они боролись с нацизмом и как погибали.

- Александр Львович, а откуда это название - «Красная капелла»?

- Так называлась не сама шпионская сеть, а немецкая зондеркоманда, которая эту сеть искала. Но потом в исторической литературе название как-то приклеилось к самой агентурной сети. На самом деле существовало три «капеллы»: немецкая, франко-бельгийская и «малая капелла» в Швейцарии. Мы в своем фильме в основном рассказываем о франко-бельгийской.

- Основой сюжета стали реальные факты или же в большей степени творческий вымысел?

- Фантазия, конечно, присутствует. Но большинство героев и основные повороты их жизни строго документальны. Чтобы сохранить за собой право на некий художественный вымысел, персонажи действуют не под реальными, а под агентурными именами. У Леопольда Трепера таких имен было несколько, и одно из них - Жан Жильбер. Через всю картину он проходит под этим именем. А вот его основной противник, гестаповец Карл Гиринг, герой Алексея Горбунова, - человек, который в принципе и раскрыл «Красную капеллу», - существует в фильме под своим настоящим именем.

- Можно какой-то пример того, что сценаристы «додумали»?

- В нашей картине основные противники - Жильбер и Гиринг - живут на одной лестничной площадке, дружат и гуляют вместе с собаками, не зная, что один прячется, а другой его ловит... В реальности этого, конечно, не было, но фирма «Симекс», которой руководил Жан Жильбер и которая была прикрытием сети во Франции, действительно располагалась в одном здании с отделением гестапо, этажом выше. В период оккупации Франции это была одна из самых солидных фирм.

- То есть руководители «капеллы» были людьми не бедными?

- Часто даже очень богатыми, включая и нашего разведчика. В виде прикрытия они успешно занимались коммерцией. Этим людям было что терять. Если бы они не боролись с нацизмом, могли бы прекрасно жить. Фирма «Симекс», кстати, существует до сих пор. Во время съемок мы во Франции видели грузовики с этой надписью.

- При подборе актеров учитывалось ли внешнее сходство с прототипами?

- Мы подбирали исполнителей не по внешнему сходству, а по сценарным образам: и документальным, и придуманным нами. Например, Андрей Ильин совершенно не похож на Трепера - Жильбера. Реальный Трепер был очень некрасивым мужчиной: маленького роста, толстенький. На фотографиях он довольно смешной - брюки натянуты выше пуза. А женщина, которую он любил, считалась одной из самых красивых в Европе. Но он настолько умел входить в доверие к людям, был обаятелен, умен... Кстати, когда мы снимали во Франции на мосту Александра III одну из сцен с Жильбером, у нас был перерыв. Ильин стоял в стороне, учил текст. В это время к нам подъехал какой-то дядечка лет 80, на роликах. Он плохо говорил по-русски, но спросил: «Что здесь происходит?» Ему сказали, что русская группа снимает фильм «Красная капелла». «А кто играет Трепера?» Ему показали на Андрея. Он подъехал к Ильину, минут пять стоял, смотрел, сказал только: «Очень похож!» - и уехал. Никто не успел его остановить... Скорее всего, этот человек имел какое-то отношение к организации и знал Трепера.

- Где проводились съемки?

- Месяц - в Париже и пять - в Риге. Там в основном шли натурные съемки - ведь архитектура Риги во многом похожа на парижскую.

- Фильм о разведчиках предполагает мужские роли. А как обстоит дело с женскими?

- Их не так уж много. Главная - это Элен, возлюбленная Жильбера, в исполнении Елены Ксенофонтовой. У Элен тоже был исторический прототип. Сначала она не знала о деятельности друга, там была потрясающая любовь, а потом, узнав, чем он занимается, помогала ему в борьбе. Марина Могилевская играет Маргарет, жену нашего разведчика Кента (актер Сергей Юшкевич), женщину из очень богатой семьи. Кент ее действительно любил, а история его предательства связана с тем, что вместе с ним арестовали и жену, которая до того вообще не знала, что он - русский разведчик, считая его уругвайским бизнесменом. Чтобы ее спасти, он пошел на сотрудничество с немцами.

- В титрах фигурирует Анастасия Аравина…

- Это моя дочка. Она сыграла французскую подпольщицу, безответно влюбленную в Жильбера - Ильина. Она жертвует собой, чтобы спасти Элен, его настоящую любовь.

- А сколько лет вашей дочери?

- Ей 21 год, она только что окончила ГИТИС и уже снималась в «Лучшем городе земли» и «Московских окнах».

- Вы как режиссер довольны работой Анастасии?

- Мне трудно сказать. Продюсеры довольны. Когда работаешь со своей дочерью, всегда предъявляешь повышенные требования. Мне в этом смысле даже вся съемочная группа говорила: «Что ты издеваешься над девочкой?!»

- А Настя согласится еще сниматься у вас?

- Она уже снимается. Я сейчас работаю над «Каменской-4», и в одном из фильмов у меня занята Анастасия. В Риге у нас снималось много прибалтийских актеров. Например Лиля Озолиня. Причем она согласилась отработать в крошечном эпизоде и при этом очень украсила картину. В «Красной капелле» есть небольшая современная линия, и в роли постаревшей Элен снялась Мишель Мерсье. Люди моего поколения и старше ее помнят и любят. Роль небольшая, но для нас было значимо ее участие, я считаю большой удачей, что она работала с нами.

- Долго пришлось ее уговаривать?

- Нет, она согласилась сразу. Надо сказать, что во Франции хорошо знают и очень уважают «Красную капеллу». Нам даже разрешали снимать там, куда не пускают французских режиссеров. Например, уже десять лет не разрешают ставить съемочный кран на Елисейских полях. Нас пустили. Нельзя перекрывать движение на мосту Александра III- нам опять разрешили. Есть один из старейших парижских ресторанов - «Шартье Буйон», куда в свое время пустили только режиссера картины «Амели», и то за какие-то сумасшедшие деньги. Когда французы узнали, что мы снимаем фильм о «Красной капелле», хозяин днем закрыл ресторан, кстати, это был день его рождения, и дал нам возможность снимать бесплатно.

- И что же, совсем не было проблем?

- Сложности, конечно, были. Порядки в Париже - безумные. В частности для кинематографистов. Там даже Спилберг отказывается снимать. Но уважение к людям, которые боролись за свободу Франции, мы ощущали практически везде. А у нас об этой борьбе почти ничего не знают. При том, что это была наша агентурная сеть.

На самом деле в этой истории много парадоксов. Леопольд Трепер вообще не был гражданином Советского Союза. Он был польским евреем, членом Коминтерна и при этом - генералом ГРУ. Но все это не помешало ему после войны, когда он вернулся в СССР, быть посаженным на десять лет и провести их не в лагере, а в подвалах Лубянки. Потом он вышел, эмигрировал в Польшу, затем - в Израиль, где и умер.

- В процессе съемок вы общались с кем-либо, кто был связан с «Капеллой»?

- Мы намеренно этого не делали. В России в живых сейчас остался только один член организации. К тому же в отношении «Капеллы» существует слишком много разных мнений. Когда мой коллега узнал, что я снимаю на эту тему художественный фильм, то спросил: «А как ты будешь снимать, ведь там до сих пор ничего толком не понятно?» Даже Трепера многие считают предателем, потому что он в свое время попал в гестапо и вел двойную игру: делая вид, что работает на немцев, продолжал сотрудничать с советской разведкой. Есть мнение, что настоящим руководителем «Капеллы» вообще был не он. Но я изучил этот вопрос и думаю, прав Трепер. И даже предательство или не предательство Кента в фильме - не главное. Не каждый человек может выдержать пытки, ради дела пожертвовать любимой женщиной. Главное - что люди разных взглядов и положения сплотились для великой борьбы с фашизмом.


НАЗАД
НА ГЛАВНУЮ
ГОСТЕВАЯ
ПИСЬМА АДМИНУ

При подготовке этой страницы были использованы материалы : "Экспресс Газеты online"


Используются технологии uCoz